Эллинистическая Горгиппия

Проксения

Проксения

В эпоху эллинизма (середина IV-середина I в. до н.э.) сохранилась традиция управления Горгиппии царскими наместниками из числа младших представителей правящей династии, возможно, потомками легендарного Горгиппа. Они обладали правом выдачи проксений – документов, освобождающих иноземцев за заслуги перед государством от уплаты пошлин при вывозе товаров из горгиппийской гавани. В то же время, следуя политическим традициям эллинистической демократии, в городе существовало полисное самоуправление: действовало народное собрание, функционировал выборный городской совет.
Климатические изменения (засуха), а также распространение в Средиземноморье более дешевого зерна из птолемеевского Египта привели в III в. до н.э. к экономическому кризису на Боспоре. По всей видимости, он сопровождался длительной политической нестабильностью, вызванной ослаблением центральной власти и появлением на границах Боспорского государства нового противника ‒ сарматских племен (сираков, аорсов и др.).
Финансовая мощь государства была подорвана, деньги обесценились: в Горгиппии и ее окрестностях найдены клады деградированных боспорских монет середины III в. до н.э., самый крупный из которых насчитывает свыше 21000 (!) экземпляров. Военная опасность привела к резкому сокращению хозяйственной периферии ‒ хоры Горгиппии. Более того, судя по археологическим данным, в третьей четверти III в. до н.э. городские кварталы погибают в пожаре, возникшем в результате вражеского нападения, или внутренних военно-политических неусобиц.

«Темные века» боспорской истории завершились утратой политической независимости. Около 109 г. до н.э. последний представитель династии Спартокидов, бездетный Перисад V был убит взятым им на воспитание скифским царевичем Савмаком, который объявил себя царем Боспора. В борьбу с узурпатором вступил Диофант, полководец понтийского царя Митридата VI Евпатора, находившийся в это время с войском в Крыму. Савмак был пленен, а лишенное правителя Боспорское государство вошло в состав Понтийского царства, располагавшегося на территории современной Малой Азии.
Понтийский владыка Митридат как-то по-особенному относился к Горгиппии. Существует предположение, что в юности он, будучи одним из воспитанников Перисада, проживал в этом боспорском полисе. Он даровал Горгиппии право чеканки своей монеты, как медной, так и серебряной. Известна надпись, сообщающая о существовании в Горгиппии некоего «митридатового закона» о наследовании. Судя по находкам в городе монет понтийских центров, в это время оживляются торговые и политические контакты Горгиппии с городами южного побережья Черного моря.